Вверх страницы

Вниз страницы

Родом из Навигацкой школы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Дуэль как она есть

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Что есть дуэль  

1. Цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не представление, не решение спора и не состязание в силе); 
2. Участников дуэли только двое, т. е. оскорбленный и его обидчик; 
3. Средство дуэли - смертоносное оружие;
4. Для дуэли необходимо наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению. 
 
Об оскорблении и праве оскорбленного

Условное деление достаточных для дуэли оскорблений на категории: 
- легкие - если оскорбление пусть и особо язвительное, но затрагивает несущественные стороны личности - внешность, манеры, привычки и т. д.. Не являются непреложным основанием для дуэли; более того, самое достойное в таком случае поведение - удачно съязвить в ответ. 
- средней тяжести - если оно соединено с бранью (упрек в мутации, незаконном происхождении; нецензурные выражения, сомнение в чести дамы); тогда оскорбленный может выбрать род дуэли (до первой крови, до тяжелой раны, до смерти); 
- тяжелые - если оскорблению сопутствовали рукоприкладство или особо тяжкие, порочащие обвинения (предательство, воровство, трусость на поле боя, бесчестное поведение, казнокрадство); в таком случае потерпевший выбирает род оружия и род дуэли. 
Оскорбленный теряет право выбора места, оружия, рода дуэли, если его противник извинился, а он не принял извинений. 
 
О роде дуэли

Существует три рода дуэлей: 
1. До первой крови; 
2. До тяжелого ранения; 
3. До смерти одного из противников.
 
О вызове 

Не допускается: вызов на дуэль начальника подчиненным или старшего младшим по делам, касающимся службы; по личным же обидам, не касающимся службы, допускается вызов подчиненными начальников, офицерами - генералов. Недопустим вызов на дуэль императора, поскольку служба фора императору - постоянная и пожизненная. 
Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно не принимать и кого не принято вызывать) считаются: 
- лица, опозоренные в общественном мнении; 
сумасшедшие; 
- несовершеннолетние, т. е. не достигшие 21 года (кроме женатых); 
лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (простолюдины); 
- должники по отношению к своим кредиторам; 
- близкие родственники (например, дядя и племянник или дед и внук. Кузены к дуэли уже допускаются); 
- женщины. 
Защищать честь женщины обязан ее естественный покровитель (муж, отец, брат, сын, опекун, близкий родственник) или тот, кто согласится выступить ее защитником; но при этом необходимым условием допустимости дуэли из-за женщины является ее нравственное поведение - то есть за женщиной, известной сомнительным поведением, не признается право на защиту от оскорблений. 
Вызов на дуэль посылается обычно через 24 часа после нанесения оскорбления, ответ - не позже, чем через 24 часа после получения вызова. При этом промедление вызова не считается препятствием к дуэли. 
За одно и то же оскорбление можно вызывать на дуэль только один раз. 
 
О секундантах

1. Каждый из противников выбирает себе секунданта - из зрелых людей, при этом не заинтересованных в деле и не близких родственников (дяди и племянники исключаются, двоюродные братья уже допускаются; то же правило действует и при вызовах на дуэль). 
2. Не допускается замена одного дуэлянта другим, его поверенным, если сам дуэлянт был в состоянии драться. 
3. Обязательным условием дуэли является одинаковое оружие у противников - по длине, отточенности шпаги или сабли. 
4. Секунданты обязаны перед началом дуэли тщательно проверить боевые качества оружия. 
5. Дуэльным оружием считается шпага, сабля, шашка, палаш, эспадрон. 
 
Порядок проведения дуэли 

1. В заранее условленное время противники, секунданты и врач прибывают в назначенное место. Опоздание допускается не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считается уклонившимся от дуэли.
2. Поединок начинается обычно через 5 минут после прибытия всех. 
3. Противники и секунданты приветствуют друг друга поклоном. 
4. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагает дуэлянтам в последний раз помириться. 
5. В случае их отказа распорядитель излагает им условия поединка. 
6. Секунданты занимают места параллельно линии боя, врач - позади них. 
7. Все действия противники совершают по команде распорядителя. 
8. Если в ходе поединка один из них роняет шпагу, либо она ломается, либо дерущийся падает - его противник обязан прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. 
9. Дуэль на шпагах ведется до тех пор, пока один из противников не теряет полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. [li] Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливается, и врач устанавливает характер раны, степень ее тяжести. 
10. Если в ходе дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступает за границу поля боя, такое поведение засчитывается как уклонение или отказ от честного поединка. 
11. По окончании боя противники подают друг другу руки.

Источник

0

2

О фехтовании на шпагах:

http://empire-tenebrae.narod.ru/EmpirT/Fencing30.htm
http://vankavstanka.ru/lib/fehtovanie/234shpaga.php

Некоторые термины (из книги Бальтазара Фишера "Искусство фехтовать, во всём его пространстве"

1. Ангард - позиция, удобная для боя.
2. Встать в меру - то есть продвинуться к противнику, чтобы достать его клинок концом своего клинка.
3. Выйти из меры - из такой позиции отступить назад.
4. Кварт левый (или внутренний) - удар, наносимый с левой стороны шпаги или рапиры противника, при этом кисть собственной руки должна быть повернута локтями вверх.
5. Кварт правый (или наружный) - тоже, но с правой стороны.
6. Терс - удар, наносимый с правой стороны рапиры противника, кисть руки при этом повернута ногтями вниз.
7. Секунд - при соединении рапир правыми сторонами, фехтующие колют один другого из-под руки, держа кисть ногтями вниз.
8. Октав - в том же положении рапир или шпаг колют под руку, не выворачивая кисть.
9. Фланконад - удар, наносимый, когда рапиры соединены левыми сторонами и противник держит руку высоко поднятой. В этом случае, взяв сильной частью своего клинка (то есть ближней к эфесу) слабую часть рапиры противника (то есть ближнюю к острию), колют его в бок, направив удар под руку, не выворачивая кисть.
10. Кварт нижний - этот удар наносится при соединении рапир левыми сторонами, когда противник держит руку поднятой, открывая нижнюю часть своего корпуса. Колют прямо в грудь, вдоль правой руки противника.
11. Прим - наносится с левой стороны. Кисть руки направлена ногтями вниз. Этот удар употребляется редко, потому что, если вы выдержите парад противника и не выроните при этом клинка, то положение руки останется невыгодным при обороне.
12. Финт - обманное двойное движение, при котором имитируется удар, направленный в одну сторону, а наносится в другую.
13. Ангаже - клинок переносится на другую сторону клинка противника, при этом сильной частью собственного клинка касаются слабой части его клинка.
14. Аппель (или темпе) - вызвать противника на удар, то есть спровоцировать к нападению или рефлекторному движению.
15. Аттаке - быстрым движением рапиры заставить противника закрыться.
16. Купе - скольжение по клинку
17. Купе-отсечь - перенести скольжением свой клинок на другую сторону клинка противника через острие.
18. Ассо - битва, схватка.
19. Репри (или ремиз) - возобновленный удар, необязательно тот же.
20. Вольт - защита от наносимого удара движением.
21. Кроазе - выбивание шпаги противника вскользь, мгновенным ударом по ее слабой части.
22. Батман - удар по клинку.
23. Рипост - ответный удар или ответный укол после парирования или ухода движением с линии удара противника.
Приведенные термины заимствованы из французского языка. В фехтовании их использовали для обучения бою на любом виде холодного оружия. Некоторые из них не вышли из употребления по сей день.

0

3

Общая терминология фехтования
 
Атака - инициативное наступательное действие с целью нанесения укола (удара), выполняемое выпрямлением вооруженной руки с непрерывной угрозой поражаемой поверхности противника.
 
Атака основная - начинающая боевую схватку.
 
Атака на подготовку - выполненная на противника, приближающегося с целью перехода в атаку.
 
Атака ответная - выполненная на противника, отступающего после неудавшейся атаки.
 
Атака повторная - выполненная на противника, защитившегося без попытки ответа, отступлением или уклонением.
 
Атаки обоюдные - начинаемые и завершаемые обоими фехтовальщиками одновременно.
 
Атака простая (ответ, контратака, ремиз, нападение с прямой рукой) - выполняемая с однотемповым движением оружия.
 
Атака с действиями на оружие - состоящая из батмана (захвата, завязывания) и укола (удара).
 
Атака (ответ) с финтами - выполняемая с угрожающими движениями оружием и уколом (ударом).
 
Атака комбинированная - состоящая из действия на оружие, финтов и укола (удара).
 
Атака с задержкой - выполняемая с кратковременной остановкой оружия по ходу выполнения финта или укола (удара).
 
Батман - удар оружием по клинку противника с целью его поколебать или вывести за пределы поражаемой поверхности.
 
Батман (захват, отбив) прямой - выполняемый перемещением клинка в горизонтальной плоскости.
 
Батман (захват, отбив) полукруговой - выполняемый перемещением клинка в вертикальной плоскости.
 
Батман (захват, отбив) круговой - выполняемый вертикальным и горизонтальным перемещениями клинка с возвратом в первоначальную позицию.
 
Батман (отбив) проходящий - выполняемый скользящим движением вдоль клинка с последующим обведением острия.
 
Батман (отбив) ударный - выполняемый встречным движением клинка к оружию противника.
 
Боевая стойка - положение фехтовальщика, отражающее его готовность к ведению поединка.
 
Боевая схватка - отдельный эпизод поединка, состоящий из непрерывно следующих действий.
 
Бой -  поединок на холодном оружии, обусловленный правилами соревнований.
 
Бой ближний - фрагмент поединка, в котором участники имеют возможность поразить противника, действуя только оружием.
 
Бой наступательный - с преимущественным применением атак, завоеванием поля боя.
 
Бой оборонительный - с преимущественным применением средств противодействия атакам (защит и ответов, контратак, нападения с прямой рукой), отступления и уклонения.
 
Бой маневренный - с постоянными глубокими перемещениями по фехтовальной дорожке.
 
Бой позиционный - с незначительными перемещениями по фехтовальной дорожке.
 
Бой скоротечный - с борьбой за атаковую инициативу и незначительной подготовкой боевых действий.
 
Бой выжидательный - с продолжительной подготовкой боевых действий.
 
Владеть соединением - быть защищенным от нападений прямо.
 
Вызов - действие, побуждающее противника на применение определенного действия.
 
Выпад - движение фехтовальщика вперед из боевой стойки толчком сзади стоящей ноги и последующей опорой на выставляемую вперед стоящую ногу.
 
Гарда - металлический щиток выпуклой формы на эфесе оружия для защиты кисти от уколов (ударов).
 
Границы поля боя - линии, ограничивающие фехтовальную дорожку (боковые и задние).
 
Двойной перевод - атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в другой сектор, с целью обойти прямую (полукруговую) защиту противника.
 
Действие - движение фехтовальщика, применяемое для решения тактических задач в отдельной схватке.
 
Действие однотемповое (двухтемповое, трехтемповое, многотемповое) - продолжительностью выполнения одного (двух, трех, серий) движения (действия) оружием.
 
Действие подготавливающее - без задачи нанесения или отражения укола (удара).
 
Действие обусловленное - основанное на быстроте простых двигательных реакций, с предопределенным сектором завершения нападения, направлением действия на оружие и финтов, их количеством, направлением защитного движения оружием.
 
Действие с выбором - основанное на проявлениях дизъюнктивных сложных реакций, состоящее из двух или нескольких вариантов защиты (нападений).
 
Действие с переключением - основанное на проявлениях дифференцировочных реакций, выполняемое непрерывно в ходе схватки после другого начавшегося действия.
 
Действие преднамеренное - выполнение которого спортсмен заранее предполагал.
 
Действие экспромтное - выполняемое при неожиданно возникающем поводе.
 
Действие преднамеренно-экспромтное - с преднамеренной начальной фазой и экспромтным завершением.
 
Действие первого намерения - без передачи противнику тактической и временной правоты в ходе схватки.
 
Действие последующих намерений - с передачей противнику тактической правоты или преимущества во времени и последующим их завоеванием в ходе непрерывной схватки.
 
Действие с выигрышем темпа - с опережением продолжительностью выполнения одного простого действия оружием, фиксируемым визуально руководителем боя на рапире, сабле и шпаге.
 
Действительный укол (удар) - отчетливо нанесенный в поражаемую поверхность.
 
Дистанция - расстояние между фехтовальщиками в поединке.
 
Дистанция ближняя - расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), действуя только вооруженной рукой.
 
Дистанция средняя - расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом) с выпадом.
 
Дистанция дальняя - расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), сделав предварительно шаг вперед и выпад ("стрелу").
 
Дистанция сверхдальняя - расстояние между фехтовальщиками, превышающее длину атаки со скачком и выпадом ("стрелой").
 
Доктрина фехтовальщика - понятие, отражающее подход спортсмена к решению конкретных задач схватки, боя, соревнования.
 
Завязывание - разновидность захвата с перемещением клинка противника в различных плоскостях.
 
Закрытие назад (вперед) - возвращение в боевую стойку после выпада, шага (скачка) и выпада.
 
Захват - силовое воздействие оружием на клинок противника в соединении с ним.
 
Защита - отражение оружием оружия противника, совершающего атаку или контратаку.
 
Защита конкретная - применяемая с целью отражения нападения противника в определенный сектор.
 
Защита обобщающая - выполняемая для отбива оружия нападающего противника при разнонаправленных перемещениях клинка.
 
Игра оружием - перемещение клинка как при отсутствии, так и при наличии контакта с оружием противника.
 
Исходное положение перед боем - положение фехтовальщика с вытянутым вперед оружием и маской в невооруженной руке.
 
Комбинация приемов (действий) двухступенчатая (трехступенчатая) - состоящая из двух (трех) непрерывно выполняемых в одной схватке действий или приемов нападения и маневрирования.
 
Контратака - нападение на противника с целью опередить начатую им атаку или избежать укола оппозицией, уклонением.
 
Контрзащита - отражение оружием ответа противника.
 
Контрответ - нападение, выполняемое непосредственно после отражения оружием ответа противника.
 
Контртемп - нападение с целью опередить атаку противника на подготовку.
 
Лезвие - рубящий край сабельного клинка.
 
Линии фехтовальные - условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи (вверх и вниз) от клинка фехтовальщика.
 
Ложные нападения и защиты - выполняемые с меньшей длиной, чем это необходимо при нанесении укола (удара) противнику, с большей глубиной - при отражении его нападений.
 
Маневрирование - глубокое перемещение по полю боя.
 
Маскировка - действие, отвлекающее противника от определенных намерений или предстоящих действий, скрывающее состояние.
 
Намерение - тактическая задача боевого действия.
 
Нападение - попытка нанести укол (удар) вне зависимости от тактической правоты или разницы во времени между действиями фехтовальщиков.
 
Нападения встречные - выполненные с целью противодействия атакующему (наносящему ответ) противнику, при взаимных попытках нанесения укола (удара).
 
Нападение с прямой рукой (укол из положения "оружие в линии") - нападение на атакующего с целью использовать тактическую правоту при взаимных уколах, избегая столкновения с оружием противника.
 
Недействительный укол (удар) - нанесенный в непоражаемую поверхность фехтовальщика.
 
Непоражаемая поверхность - части тела фехтовальщика, нападения в которые не засчитываются.
 
Обух - утолщенный край сабельного клинка.
 
Оппозиция - силовое воздействие оружием на оружие противника с целью закрыть один из секторов поражаемой поверхности в ходе нападения и избежать укола (удара).
 
Оружие фехтовальное - рапиры, шпаги, сабли, состоящие из клинка, гарды, рукоятки.
 
Острие клинка - конец оружия, предназначенный для нанесения укола, имеющий наконечник.
 
Отбив - отражение клинка противника, приближающегося к поражаемой поверхности.
 
Отбив отведением - выполняемый из соединения силовым противопоставлением своего клинка оружию противника.
 
Отбив подстановкой - выполняемый выдвижением сильной части клинка в определенный сектор.
 
Отбив уступающий - выполняемый противопоставлением сильной части своего клинка оружию противника путем его перемещения из верхнего соединения в нижнее или из нижнего в верхнее.
 
Ответ - нападение, выполняемое непосредственно после защиты.
 
Перевод - нападение, выполняемое с обведением клинка, гарды или вооруженной руки противника.
 
Перенос - нападение, выполняемое с обведением острия клинка противника.
 
Перемена соединения - перемещение оружия из одной линии в другую.
 
Позиция - положение оружия по отношению к собственной поражаемой поверхности фехтовальщика.
 
Показ укола (удара) - угрожающее движение оружием в направлении поражаемой поверхности противника, имитирующее начальную фазу нападения.
 
Поле боя - площадка, предназначенная для ведения поединка фехтовальщиков.
 
Поражаемая поверхность - части тела фехтовальщика, нападения в которые засчитываются в соревнованиях.
 
Правый (левый) бок - часть туловища фехтовальщика, поражаемая в боях на саблях.
 
Прием - специализированное положение и движение фехтовальщика, отличающееся характерной двигательной структурой, взятое вне тактической ситуации.
 
Приемы маневрирования - шаги, скрестные шаги, скачки, бег, закрытия после выпада.
 
Приемы нападения - выпад, "стрела", шаг (скачок) и выпад.
 
Прямая рука - положение, в котором вооруженная рука фехтовальщика выпрямлена, а острие клинка угрожает поражаемой поверхности.
 
Разведка - действие, применяемое с целью получения информации о противнике.
 
Рапира - спортивное колющее оружие весом 500 г с клинком длиной до 90 см прямоугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 12 см. 
 
Ремиз - нападение после столкновения с защитой противника с целью опережения ответа.
 
Сабля - спортивное рубяще-колющее оружие весом до 500 г с клинком не более 88 см трапециевидного сечения и овальной гардой, имеющей дужку. Сабля .
 
Салют - приветствие движением оружия.
 
Сектор - часть поражаемой поверхности фехтовальщика, ограниченная вертикальной и горизонтальной линиями, пересекающимися в центре гарды. сектор может быть верхним или нижним, внутренним или наружным.
 
Скачок - перемещение фехтовальщика без скрещивания ног с использованием безопорной фазы.
 
Скрестный шаг - перемещение фехтовальщика со скрещиванием ног.
 
Соединение - соприкосновение клинков.
 
Средства фехтования - действия, используемые фехтовальщиками в бою, а также технические приемы и боевые действия, применяемые в процессе тренировки.
 
Столкновение - резкое соприкосновение фехтовальщиков какими-либо частями тела по вине одного или обоих противников.
 
Стрела (бросок или "флеш") - прием нападения, выполняемый бегом или прыжком из боевой стойки и приземлением на выставляемую сзади стоящую ногу.
 
Строевая стойка - положение фехтовальщика с оружием и маской в невооруженной руке.
 
Схватка одноактная (двух, трехактная, многоактная) - состоящая из одного действия (двух, трех, многих действий) атакующего, а также противодействия противника.
 
Тактика - характер ведения боя и сумма способов обыгрывания, применяемых фехтовальщиком в единоборстве.
 
Тактическая правота - преимущество, определяемое правилами соревнований для атак и ответов при взаимных уколах (ударах) в фехтовании на рапирах и саблях.
 
Техника - совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура и другие параметры их выполнения.
 
Удар - прикосновение лезвия (или первой трети обуха со стороны острия) клинка с определенной силой к поражаемой поверхности противника.
 
Удвоенный перевод - атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в тот же сектор с целью обойти круговую защиту противника.
 
Уклонение - перемещение поражаемой поверхности с целью затруднить противнику нанесение укола (удара) и избежать его получения.
 
Укол - прикосновение острия клинка к поражаемой поверхности противника с определенной силой.
 
Укол (удар), показ укола (удара) прямо - нападение (или угроза) без необходимости обходить оружие или части тела противника.
 
Укол с углом - нападение, при котором предплечье вооруженной руки фехтовальщика и оружие образуют угол.
 
Фехтование - вид спорта, представляющий собой единоборство на холодном спортивном оружии.
 
Фехтовальный темп - продолжительность выполнения одного простого действия.
 
Финт - угрожающее движение оружием, вызывающее у противника реагирование защитой.
 
Части клинка - условное деление клинка на слабую (ближнюю к острию оружия), среднюю и сильную (ближнюю к гарде) части.
 
Чувство боя - специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности двигательных восприятий.
 
Чувство времени - специализированное свойство фехтовальщика в оценке микроинтервалов времени.
 
Чувство дистанции - специализированное свойство фехтовальщика6 основанное на точности оценки расстояния до противника.
 
Чувство оружия - специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности тактильных восприятий.
 
Шаг - перемещение фехтовальщика по полю боя, исключающее безопорную фазу и скрещивание ног.
 
Шаг (скачок) и выпад - прием нападения, состоящий из непрерывно выполняемых шага (скачка) и выпада.
 
Шпага - спортивное колющее оружие весом до 770 г с клинком длиной до 90 см треугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 13,5 см.
 
 
 
Источник

0

4

Тараторин Валентин - История боевого фехтования
 
29. ФЕХТОВАНИЕ НА ШПАГАХ И САБЛЯХ

С конца XV в. в вооружение западной Европы прочно входит шпага. Именно с этого времени о фехтовании стали говорить как о роде искусства, имеющем свою философию. В этот период в Европе стала издаваться всевозможная литература — плохая и хорошая. Вот некоторые из этих изданий:
1. 1474 г. Жак Понс и Петр Торрес издали руководство по фехтованию.
2. 1509 г. Петр Манчио издал подобную же книгу.
3. 1513 г. Антонио Манзолини издал книгу о фехтовании, название которой неизвестно.
4. 1517 г. Ахилло Мороццо, ученик Антонио Гвидо-де-Лукко, в Венеции издал книгу "Искусство оружия", признанную лучшим сочинением XVI в. на эту тему. Позже его сын Ахилл Мороццо переиздал сочинение отца с иллюстрациями. Это издание было исправлено и дополнено и также называлось "Искусство оружия". Книга издавалась в Венеции Антонио Пинарчентив1568 г.
5. 1553 г. Камил Агриппа написал книгу, напечатанную Антонио Блабо в Риме, а затем ее переиздали в 1604 г. Это сделал Роберто Маллиетти, Называлась она "Трактат об искусстве владения оружием с философскими диалогами",
6. 1553 г. Марк Антонио Пагано "Дисциплина оружия", Издана в Неаполе.
7. 1570 г. Иохим Майер (Название неизвестно).
8. 1570 г. Жак Гросси из Кореджио в Венеции издал сочинение о фехтовании, а спустя три года уроженец Прованса Сан-Дидье напечатал то же сочинение с придачей к нему гравюр. Эта книга была посвящена Карлу IX и называлась "Трактат об единой шпаге".
9. 1572 г. Жан-дель-Агокие, "Искусство фехтования". Венеция.
10. 1578 г. Анже Визани издал сочинение, где впервые была описана история фехтования. Автор относит его зарождение к библейским временам. Вторая книга этого же автора вышла в 1588 г. в Болонье.
11. 1601 г. Марк Доччислини из Флоренции опубликовал сочинение, посвященное герцогу Иоанну Медичи.
12. 1606 г. Николло Гиганти из Венеции (название книги неизвестно).
13. 1609 г. Тарквадо д'Алесандри "Рыцарь в полном смысле".
14. 1610 г. Кавалькабо (название книги неизвестно).
15. 1610 г. Рудольф Капоферро де Кальи издал в Сиенне книгу под названием "Большое писание об искусстве и применении фехтования". В этой работе было уделено внимание и истории фехтования.
16. 1612 г. Суторс (название книги неизвестно).
17. 1619 г. Жан Батист Гаяни "Искусство шпаги". Ливорно.
18. 1624 г. Сальватор Фабри, ученик Мороццо, издал книгу в Падуе (название неизвестно).
19. 1628 г. Энтони Везани "Фехтование пикой". Парма.
20. 1630 г. Гейслер (название книги неизвестно).
21. 1633 г. Ренне Бернар (название книги неизвестно).
22. 1653 г. Шарль Безнар (название книги неизвестно).
23. 1660 г. Александр Сенезис напечатал "Настоящее употребление шпаги", посвященное Карлу Фердинанду.
24. 1670 г. Ж. де ля Туш (название книги неизвестно).
25. 1676 г. Ле Перш де Кудрей (название книги неизвестно).
26. 1680 г. Франциск деля Моника, "Неаполитанское фехтование". Париж.
27. 1686 г. Де Лянкур "Учитель фехтования или фехтовальные упражнения". Париж.
28. 1696 г. Бонди де Мудзо, "Маэстро Клинок".
29. 1758 г. Александр де Марко "Рассуждения о фехтовании". Неаполь.
30. 1763 г. Д'Анжело "Учение о фехтовании". Лондон.
31. 1766 г. Данет "Искусство оружия".
32. 1781 г. Гвидо Антонио дель Мангано "Философские рассуждения о фехтовании". Павия.
33. 1795 г. Б. Фишер "Искусство фехтовать во всем его пространстве". Санкт-Петербург.
34. 1798 г. Михаил Макелли "Сочинение о фехтовании". Флоренция.
35. 1800 г. Павел Бартелли "Сочинение о фехтовании". Болонья, и т. д.
К сожалению, большинство упомянутых книг недоступны русскому читателю. В Ленинской библиотеке в Москве есть два издания на русском языке: Б. Фишера и Вальвиля (издана в 1817 г.) Непереведенные же книги интересны своими гравюрами.
Считается, что шпага появилась как результат постепенного утончения меча. Обычным мечом трудно было поразить врага, одетого в готический или максимилиановский доспех. А плоским узким лезвием можно было наносить удары в его слабые точки: места соединения и смотровые щели. Свое название шпага получила от слова "spata" — кавалерийского меча древних римлян. Родиной шпаги традиционно считают Италию, откуда, собственно, искусство владения этим оружием распространилось по всей Европе.
Изначально бой на шпагах протекал с использованием щитов разных форм, небольшого размера — брокелей. Его техника была очень близка к поединку на мечах со щитами. При этом брокели использовались и для нанесения ударов. Часто к ним прикрепляли металлические шипы, по форме напоминающие кинжалы. Были они разной длины и могли предназначаться как для рубящих, так и для колющих ударов. Сама шпага конца XV–XVII вв. тоже использовалась для таких ударов, поэтому не следует ее считать чисто колющим оружием. В XVI в. постепенно отказываются от щита, заменяя его дагой. Параллельно с этим в Испании для действия левой рукой стали широко применять плащ. Его либо наматывали на руку и отбивали им удары, как щитом, либо набрасывали на оружие или голову противника.
Для итальянской школы фехтования на шпаге с дагой (позже кинжалом) характерна силовая манера ведения боя. Часто использовались различные варианты захватов с элементами борьбы; одновременные удары шпагой и дагой, либо их серии. Для противника опасность использования "двойного оружия" была в том, что он рисковал быть пораженным и на длинной дистанции, и на короткой. Для парирования ударов применяли либо один вид оружия, либо сразу оба.
Популярность фехтования была столь высока, а, следовательно, потребность в квалифицированных учителях фехтования для армии и частных лиц столь велика, что многочисленные преподаватели фехтования и даже профессиональные убийцы и дуэлянты объединялись в корпорации со своими законами и иерархией, например, "Братство Святого Марка", "Фехтовальное братство" или "Браво" — каста дуэлянтов и наемных убийц в Испании.
Часто эти люди, странствующие по всей Европе и Азии совмещали в себе способности преподавателей с хладнокровной жестокостью убийц и не против были заработать на заказной дуэли. Мастеров клинка называли "свободным поединщиками" и беспрепятственно позволяли им пересекать любые границы. Официальные власти их не трогали, так как искусство фехтовальщиков нужно было всем.
К концу XVII в. во Франции постепенно отказались от применения даги или кинжала и в поединках стали использовать только шпагу. Облегчение ее клинка привело к тому, что французы отказались и от рубящих ударов, используя только уколы. Но при этом иногда для увода клинка противника в сторону допускались действия свободной рукой.
Такая манера фехтования хорошо показана в книге Бальтазара Фишера "Искусство фехтовать, во всем его пространстве". Чрезвычайно интересны наставления этого мастера к ученикам:
"Не жди никогда; но напротив того противься всегда его отбоям; чтобы твое зрение не было никогда более устремлено на одну часть нежели на другую, дабы противник никогда не мог отгадать твое намерение; но лучше иметь вид твердый и надежный, и думай прежде о том, что делать хочешь. Я бы желал даже, чтобы вид твой казался заблудшимся во всех твоих намерениях, дабы не дать предузнать твоего предприятия".
То есть Фишер придает большое значение психологическому аспекту поединка, ибо считает, что даже мимолетно брошенный взгляд может подсказать направление последующего удара противнику.
В своей книге Фишер приводит различные термины, объяснить которые можно следующим образом:
1. Ангард — позиция, удобная для боя.
2. Встать в меру — то есть продвинуться к противнику, чтобы достать его клинок концом своего клинка.
3. Выйти из меры — из такой позиции отступить назад.
4. Кварт левый (или внутренний) — удар, наносимый с левой стороны шпаги или рапиры противника, при этом кисть собственной руки должна быть повернута локтями вверх.
5. Кварт правый (или наружный) — тоже, но с правой стороны.
6. Терс — удар, наносимый с правой стороны рапиры противника, кисть руки при этом повернута ногтями вниз.
7. Секунд — при соединении рапир правыми сторонами, фехтующие колют один другого из-под руки, держа кисть ногтями вниз.
8. Октав — в том же положении рапир или шпаг колют под руку, не выворачивая кисть.
9. Фланконад — удар, наносимый, когда рапиры соединены левыми сторонами и противник держит руку высоко поднятой. В этом случае, взяв сильной частью своего клинка (то есть ближней к эфесу) слабую часть рапиры противника (то есть ближнюю к острию), колют его в бок, направив удар под руку, не выворачивая кисть.
10. Кварт нижний — этот удар наносится при соединении рапир левыми сторонами, когда противник держит руку поднятой, открывая нижнюю часть своего корпуса. Колют прямо в грудь, вдоль правой руки противника.
11. Прим — наносится с левой стороны. Кисть руки направлена ногтями вниз. Этот удар употребляется редко, потому что, если вы выдержите парад противника и не выроните при этом клинка, то положение руки останется невыгодным при обороне.
12. Финт — обманное двойное движение, при котором имитируется удар, направленный в одну сторону, а наносится в другую.
13. Ангаже — клинок переносится на другую сторону клинка противника, при этом сильной частью собственного клинка касаются слабой части его клинка.
14. Аппель (или темпе) — вызвать противника на удар, то есть спровоцировать к нападению или рефлекторному движению.
15. Аттаке — быстрым движением рапиры заставить противника закрыться. 16. Купе — скольжение по клинку
17. Купе-отсечь — перенести скольжением свой клинок на другую сторону клинка противника через острие.
18. Ассо — битва, схватка.
19. Репри (или ремиз) — возобновленный удар, необязательно тот же.
20. Вольт — защита от наносимого удара движением.
21. Кроазе — выбивание шпаги противника вскользь, мгновенным ударом по ее слабой части.
22. Батман — удар по клинку.
23. Рипост — ответный удар или ответный укол после парирования или ухода движением с линии удара противника.
Приведенные термины заимствованы из французского языка. В фехтовании их использовали для обучения бою на любом виде холодного оружия. Некоторые из них не вышли из употребления по сей день.
О способах обезоруживания противника Фишер сообщает:
"Вышибка производится сильным ударением снаружи по клинку противника, когда он держит руку вытянуто и туго. Чтобы вышибить у него рапиру из руки надобно сколько можно тело отворотить и держать назад, руку иметь свободную, конец шпаги немного повыше обыкновенного и вне меры, чтобы не иметь опасности от прямого времянного удара.
 
О ВЫШИБКЕ ПОСЛЕ ОТБОЯ
 
Сей способ вышибать есть лучший потому что он менее подвергает опасности; чтобы cue сделать, отбивши просто или контрквартом примечай, если противник встает к обороне вытянувшись, то перенеси ударяя проворно и сильно по его рапире и коли квартом сверх рапиры.
 
О ЛЕГИРОВАНИИ ИЛИ ВЫШИБКЕ КРОЛЗЕ
 
Легировать шпагу, значит пристать к оной, обротя кисть ногтями вниз; ударь крепко острием своей шпаги по шпаге противника и обведи крепкую часть своей шпаги около слабой части шпаги противника, дабы оную вырвать. Cue средство обезоружить есть лучшее и единое, которое должно употреблять ежели противник не встает, ибо оно нимало не подвергает; и в случае неудачи, по крайней мере выгодно оно тем, что хотя и не вышибает, то довольно его откроет, чтобы можно было уколоть".
После окончания подготовительного учебного курса мастер предлагает ученикам приступить к "ассо":
"Ассо есть представление сражения со шпагами, в коем употребляешь на противника все удары и все отбои, коим научился, стараясь один другого обманывать финтами, дабы тронуть или отбить удары".
Последователи французской классической школы на какой-то период отказались от уколов в нижнюю часть тела, мотивируя это тем, что убить врага такой удар не может, а риск при этом быть пораженным велик. Базанкур в книге "Тайны шпаги" сетует по этому поводу:
"Очень нехорошо и безрассудно то, что в настоящее время не принято защищать нижнюю часть тела и на нее не обращается никакого внимания во время фехтования; в серьезном же бою или во время сражения, противник может нанести в эту незапрещенную часть смертельный удар".
Вальвиль в работе "Рассуждение о искусстве владеть шпагой" предлагает вернуться к старой итальянской школе, где использовались как рубящие, так и колющие удары:
"Шпага есть ужаснейшее холодное оружие после штыка, потому что соединяет острие трехгранной шпаги и лезвие сабли".
В этих рассуждениях был свой резон, так как автор предлагал приемы для боевых действий; в таких условиях было целесообразно уметь не только колоть, но и рубить.
Но в целом направление развития шпажного поединка в дальнейшем не изменялось, и трансформацию этого вида схватки можно увидеть в современном спортивном фехтовании на шпагах или рапирах.
Бленджини дает несколько советов по работе шпагой:
"1. При фехтовании шпагой требуется только прямой удар лезвием.
2. Необходимо заставлять учеников работать на линиях высоких и низких.
3. Не надо забывать, что нападение и отражение только тогда бывают хороши, когда соединяют в себе: обладание шпагой; взгляд, соображение, быстроту и точность.
4. Шпагой надо колоть, а не рубить.
5. Следить за шпагой противника во всех его движениях.
6. Не атаковать защищенную линию, только открытую, так как удар по железу отражается без намерения противника, потому что рука его находится в оборонительном положении простым оборотом кисти.
7. Не атаковать на расстоянии, недосягаемом от противника.
8. Нанести удар в ту минуту, когда он занят приготовлением к атаке.
9. Использовать двойные атаки.
10. Атаковать очень быстро".
Вообще, эти советы годны для фехтования любым видом холодного оружия, разница состоит только в диапазоне применяемых ударов.
С XIV века, когда началась открытая экспансия турок в Восточную Европу, все большей и большей популярностью у европейцев этого региона стала пользоваться сабля. Она быстро нашла свое место в арсеналах Европы и занимала доминирующее положение на протяжении XV–XVII вв. в военном деле Сербии, Албании, Хорватии, Молдавии, Украины, России, Венгрии, Польши.
Сабля была действительно универсальным оружием, одинаково пригодным и для конного, и для пешего боя. Изначально клинки сабель делали массивными, чтобы их вес способствовал разрубанию доспехов, а для придания им больших режущих свойств, часто на кончиках клинков с тыльной стороны делалось утолщение — "елмань" или "перо", что усиливало инерцию сабли при рубке. Но это была не единственная функция елмани. Например, в венгерской школе сабельного поединка (во многом заимствованной у турок) в XVI в. эту деталь использовали для дополнительного подсекающего движения. Елмань оттачивалась, и при нанесении рубящего удара, если даже противник сумел его парировать, клинок сабли поворачивали обухом к корпусу врага и возвращая оружие в исходное защитное положение, совершали секуще-режущее движение на себя, стараясь задеть незащищенные части тела пером.
Существовало два способа удержания клинка при совершении парадов. Так называемые "длинные" или "венгерские" защиты и "короткие" или "обыкновенные".
Венгерский способ отличался тем, что кончик клинка при оборонительной позиции был направлен к земле, а не вверх. Эта традиция изначально обусловливалась небольшими размерами защитной гарды, оставляющей кисть руки открытой для поражения. Поэтому под рубящие удары противника подставляли клинок, держа руку выше точки соприкосновения оружия, чтобы сабля, соскальзывая вниз, не могла задеть кисть.
В сабельном поединке различают шесть основных способов парирования ударов. Нумерация их в различных источниках дается по-разному, но самой распространенной была следующая:
1. Клинок подставляют под удар наносимый по левой ноге или бедру острием вниз, защищая тем самым всю нижнюю линию корпуса.
2. То же самое, но защищая правую ногу или бедро.
3. Защита правого плеча, бока и руки. Клинок держат острием вверх (по венгерской методе острие клинка всегда направлено вниз),
4. То же самое, но защищая левую сторону корпуса.
5. Защита головы. Клинок подставляют под прямой удар, держа его параллельно или чуть под углом к земле.
6. Парад колющего удара с уводом клинка противника вправо или влево (чуть вверх или чуть вниз), держа саблю или острием вверх, или вниз. При этом дополнительно совершая движение корпусом в сторону, противоположную отбитой сабле противника.
Существует еще седьмой, малораспространенный в пешем бою парад, когда защищают спину, выставляя клинок за правое или левое плечо, держа его острием вниз и при этом совершая тем же плечом движение в сторону, противоположную ставящемуся параду.
Удары наносятся по той же схеме, в основном рубящие и в меньшей степени колющие.
Для сабельного и шпажного боя старых школ были характерны так называемые "внутренние" удары, идущие снизу в сторону подбородка и горла. Отразить их было чрезвычайно сложно и часто, чтобы избежать поражения, приходилось спасаться уходом: например, прыжком назад или в сторону.
По мере облегчения вооружения уменьшался и вес сабли. Манипулировать ей стало значительно проще, появилась возможность наносить кистевые удары, особенно характерные для венгерской школы. Эффективны они тем, что для их проведения достаточно простого поворота кисти; для противника это движение оставалось неуловимым и такой удар часто достигал цели. Сила его была меньше силы локтевого удара, но серьезно поранить противника им вполне было можно. Барбазетти отказался от этих приемов и в своей книге советует:
"При нанесении ударов должна участвовать вся рука от плеча, дабы удар был сильнее, кроме того следует иметь в виду невозможность нанести сильный удар боевым оружием, имеющим известный вес, одной кистью" (130).
Дуэли на холодном оружии в Европе были очень распространены. Даже в XIX в., когда в России дворяне уже предпочитали пистолет, европейцы сохраняли традиции клинкового поединка.
Дуэльных правил имелось множество. Кроме устоявшихся, традиционных, часто совершенно спонтанно в момент поединка сочинялись новые. Дуэли могли продолжаться "до первой крови" или "до смертельного исхода", но, как правило, они ограничивались собственно боем на клинках, без использования элементов борьбы. Хотя вполне вероятно, что иногда дуэли происходили и без всяких правил.
В конце XIX в. вышел в свет ряд книг, посвященных этой теме:
1. 1863 г. Маркиони и Цезарь Энрикетти "Правила дуэли и задача секундантов". Флоренция.
2. 1863 г. Жак Николетти "О гражданской и военной дуэлиио поводах к ее уничтожению". Флоренция.
3. 1867 г. Антонио Тульябуэ "Дуэль". Милан.
4. 1868 г. Ц. А. Бленджини "О дуэли и о главных условиях, необходимых для соблюдения и об обязанностях секундантов и свидетелей". Падуя.
5. 1869 г. Павел Фамбри "О дуэли". Венеция.
Очень интересно описана дуэль на саблях в романе венгерского писателя Кальмана Миксата "Черный город", написанного в конце XIX в. Хотя произведение художественное, но автор, несомненно, разбирался во всех тонкостях фехтования:
"…Первым делом нужно решить, — начал Миклош Блом, — будем ли мы драться по саксонским правилам или по венгерским?
… — Мне совершенно безразлично. Уступаю право выбора своему противнику.
— Пусть будет по саксонским правилам, — с легким поклоном отвечал Дердь Гергей.
Саксонские правила поединка были наиболее благоразумными и, хотя во многом походили на современные, не знали тех излишних формальностей, которыми страдают нынешние дуэльные кодексы. Противники выходили и дрались до первой или до последней крови. Доктора с собой не брали, протокола не писали. Словом, на тогдашних дуэлях лились не чернила, а кровь.
…Миклош Блом отломил от старого дуплистого дерева длинный прямой прут.
… Прутом он смерил рост Фабрициуса, как вызванного на дуэль, отрезал от прута лишнее и с помощью своей мерки нарисовал на земле два одинаковых круга один подле другого.
Противники встали каждый в свой круг и начали бой, приняв к сведению, что первый из них, кто выйдет в азарте наступления или под натиском противника за черту круга будет считаться побежденным.
…Однако и у саксонского способа дуэли были свои недостатки: явное преимущество фехтовальщика с длинными руками, разрешение наносить любые, даже противоречащие правилам удары, за исключением колющих, — одним словом, "руби, не щади". Финты, обманные удары и прочие уловки не только допускались, но даже рекомендовались.
…Гергей же, обучавшийся сабельной рубке у отца, дрался на венгерский манер, поворачивая руку только в запястье.
…Прием Грибе состоит в том, что саблю направляют в грудь противнику, и тот, естественно, готовится парировать удар, в это мгновение нападающий делает молниеносный поворот руки в запястье, сабля описывает полукруг вниз, с огромной силой, уже снизу, ударяет по вражескому клинку и неизбежно выбивает его…"
В XVIII и XIX вв. сабля по-прежнему оставалась на вооружении в кавалерии. В пехоте использовались ее укороченные варианты: полусабли и тесаки, техника боя на которых практически ничем не отличалась от сабельной. Тяжелая и средняя кавалерия — кирасиры и драгуны — были вооружены палашами, манера боя на них имела некоторые отличия от боя на саблях. Разница обусловливалась большим весом палаша, что исключало активное применение кистевых ударов, а его прямой и более длинный клинок был удобен для нанесения уколов.
Результат фехтования на коне зависел не только от умения владеть клинком, но и от умения управлять лошадью.
"Немецкий гусар и французский кирасир, выбравшись из толпы после схватки, встретились на поле битвы в виду наших линий. Гусар потерял свой кивер, и кровь струилась из его головной раны. Однако это не помешало ему кинуться на своего противника, закованного в железо, и он скоро доказал, что искусство в управлении лошадью и умение владеть саблей более значат, нежели предохранительное вооружение. Превосходство гусара можно было заметить, как только он скрестил оружие. После нескольких нападений сильный удар заставил француза покачнуться в седле, и все его старания воспротивиться быстрым нападениям противника остались тщетными; наконец второй удар повалил его на землю. Третий гусарский полк жадно следивший за этим отчаянным поединком, шумно аплодировал победителю, принадлежащему к этому полку" (86).
При фехтовании верхом надо было постоянно помнить о том, что во время схватки опасности подвергается не только всадник, но и его конь. Поэтому всадников обучали блокировать удары, направленные на животное, в основном, в область головы и шеи.
Кавалерист Нолан дает следующие рекомендации:
"Главное внимание следует обратить на голову, заднюю сторону шеи, на руки и ноги. Азиатцы, которые хорошо понимают эту необходимость, с особенным старанием закрывают эти части, а потому имеют полное преимущество перед теми из своих противников, которые пренебрегают подобными предосторожностями.
Иррегулярные турки носят чалму, которая лучше предохраняет голову всадника, нежели медные и стальные каски. Колени их защищены глубокими седлами, а ноги — широкими железными стременами. Рукава их одежды подбивались волосом, и дурные клинки европейских сабель едва ли могли испортить их одежду, сделанную из чистого шелка, или из шелка пополам с бумагою. Одежда русских и австрийских солдат далеко не представляла собою такого сопротивления турецким саблям или легким и коротким ятаганам.
…Обыкновенная привычка сейков направлять удары в затылок принесла так много вреда в сражении 2 ноября, что наши офицеры принуждены были изыскивать особенные средства для предосторожности. Некоторые из них обматывали кругом кивера холстину с целью образовать трудно проницаемые складки, и это действительно служило некоторой защитой.
…Для защиты рук необходимо употреблять такие рукавицы и нарукавники, которые не препятствовали бы свободно и ловко владеть эфесом сабли — например, вроде тех, какие обыкновенно употребляют все индийские наездники. Они выделывают их из мелких блях или стальных колец и надевают на руку вплоть до самого локтя. Это имеет ту важную выгоду, что руки, будучи подняты кверху, могут отражать удары, направленные в голову и в туловище. Рукавицы не тяжелы, а руки остаются совершенно свободными, вследствие чего получается возможность хорошо и ловко владеть своим оружием" (86).
Для того, чтобы правильно наносить удары, оружие должно быть хорошо сбалансировано. Барбазетти считает, что у идеального клинка центр тяжести должен находиться приблизительно в 5 см от гарды. Больше значение имеет правильная форма рукояти эфеса; лучше ее делать не круглой, а овальной (в разрезе), чтобы плотно лежала в ладони бойца, не будучи слишком толстой или слишком тонкой.
"Эфес должен быть плоский (овальный — В. Т.); иначе его нельзя твердо сжимать, а вследствие вращения в руке сабля может иногда совсем не производить удара" (86).
Имеется в виду, что, если у эфеса рукоять круглой формы, то при затяжной сабельной рубке она будет вращаться в ладони. Всадник наносит удары не прямо, а под углом и даже плашмя. Боец в этом случае вынужден постоянно перехватывать эфес, возвращая его в нужное положение, тем самым ослабляя хват оружия и рискуя его выронить при ударе по клинку.
Нолан часто сетует на плохое качество европейских клинков, их закалку и заточку. В сражении под Гейльсбергом (1807 г.) в схватке между прусскими уланами и драгунами с французскими кирасирами, прусский офицер — капитан Гебгард получил двадцать ударов и остался жив. Бой он вел обломком пики и при этом умудрился выбить из седел нескольких кирасир; а один из французских офицеров в этом же бою получил 52 ранения и также остался жив.
Противопоставляя европейцам азиатских всадников, Нолан хвалит их находчивость и сноровку:
"В сражении при Чиллианвиллахе (в Индии — В. Т.), один сейкский кавалерист вызывал на поединок англичан и прежде, нежели сам успел свалиться от выстрела, выбил из седла трех драгун. Один из них, вооруженный пикою, потерял древко и большой палец руки, которые были разрублены одним и тем же ударом.
…Один сейк, во время отступления нашей кавалерии от Чиллианвиллаха кинулся на нашу конную артиллерию, изрубил двух фейерверкеров и приближался уже к третьему, но этот последний, видя, какое употребление делают его товарищи из своих сабель, вложил свою в ножны, прехладнокровно вытащил плеть и ею так хватил лошадь своего противника, что тем спас свою жизнь" (86).
Вооруженные на европейский манер индийские кавалеристы, находившиеся на службе у англичан, переделывали европейское оружие на свой лад и с успехом применяли его в бою.
"Во время моего пребывания в Индии, произошло столкновение между иррегулярными кавалеристами Низама и шайкой инсургентов (повстанцев — В. Т.). Эти последние хотя и превосходили числом своего противника, но были разбиты и понесли большие потери. После сражения, я обратил особенное внимание на донесение хирурга об убитых и раненых, из которых большая часть сильно пострадала от сабельных ударов. При этом замечено следующее: руки были отняты от самого плеча и голова разрублена на две части, руки были отрублены несколько выше кисти и по-видимому, одним ударом, в тот момент, когда они, вероятно, были подняты для защиты головы.
Ноги были совершенно разрублены выше колена и т. д.
Изумление мое было велико. Неужели это были великаны, которые так искусно отсекали члены? Или, быть может, таких результатов достигли они вследствие хорошей закалки своих клинков и способа их употребления.
…Представьте же теперь мое удивление!.. Большая часть их клинков были такие же как и клинки наших драгун; только они несколько переделали и по своему оправили их. Металлические эфесы весьма удобны для держания в руке и не так круглы, как эфесы наших сабель, у которых клинки, вследствие этого часто не вращаются по желанию. Их сабли отточенные до остроты бритвы, вкладываются в деревянные ножны, которые с помощью одного только короткого ремня подвешиваются к портупее. С передней стороны этой последней, пришита пуговица, на которую надевается узкий ремешок, но так как другой конец этого ремешка прикрепляется к сабельному эфесу, то он поддерживает саблю и препятствует ей выпадать из ножен.
Низамские кавалеристы свои сабли обнажают только перед атакой.
…Испросил его (низамского всадника — В.Т.), каким образом они наносят свои удары в тех случаях, когда намереваются отсечь какой-нибудь член.
— Мы сильно ударяем, — отвечает он.
— Это, конечно, — сказал я, — но как научшись вы владеть саблей?
— Мы никогда не учились, — заметил он.
— Какая бы рука ни была, но хороший клинок всегда должен хорошо рубить" (86).
В данном случае всадник явно преувеличивает, потому что дилетант, имея любой прекрасно закаленный клинок, пусть даже из дамасской стали, не сумеет выстоять против хорошо обученного соперника. Фехтование, как и любой вид профессиональной деятельности, требует постоянных систематических тренировок, в противном случае результаты будут далеки от ожидаемых. Разумеется, в истории бывали и такие коллизии, когда неумелый боец побеждал опытного рубаку, но где нет исключений, там нет и правил.

0

5

И женщины сражались на дуэлях!

http://sh.uploads.ru/t/jKoBb.jpg
Хусепе де Рибера "Дуэль"

В июне 1744 года (т.е. это уже в России случилось, раз Петербург встречает невесту наследника в феврале 1744) немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская получила вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Ангальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать свою правоту.
К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествии времени стала Софья Фредерика.

Кстати, именно при Екатерине II и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: “До первой крови!”, а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.

В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованнейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась.

Разговор пошел на повышенных тонах и у англичанки, в пылу спора, вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина.
Княгиня медленно поднялась и жестом пригласили встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и нанесла ей пощечину. Герцогиня, не долго думая, дала сдачу. Графиня Пушкина опомнилась лишь, когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.

После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения.
Российские женщины полюбили дуэли. Приютом женских вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салоне госпожи Востроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей.

Источник (здесь ещё много интересного))

Отредактировано Софья Корсак (2019-09-20 21:37:32)

+3