Вверх страницы

Вниз страницы

Родом из Навигацкой школы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Родом из Навигацкой школы » Библиотека высокого собрания » Танец - скрытый язык души


Танец - скрытый язык души

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Менуэт - один из самых популярных танцев на балах XVIII века.
Термин «менуэт» происходит от французского menu pas – маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.
Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях.
Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем – несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора – король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.
В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Элементы менуэта XVII - XVIII веков
(два такта)
Основной шаг менуэта XVI века (pas menuet)
Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.
1-й такт. Pie в III позиции на обе ноги (первая четверть), скользящий шаг правой ногой вперед, левая нога сзади в IV позиции (вторая четверть), plie на обе ноги, одновременно левая проводится вперед в IV позицию (третья четверть).
2-й такт. Три маленьких шага вперед на низкие полупальцы с левой ноги (четвертая, пятая, шестая четверти). Этот шаг можно исполнять назад.
Примечание. Шаг второго такта делается без малейшего отведения ноги в сторону.
Второй шаг (pas menuet) (два такта по ?)
Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.
Затакт - plie.
1-й такт. Шаг правой ногой вперед в IV позицию, левая нога сзади в IV позиции (первая четверть). В этом положении выдерживается пауза (вторая четверть). Левая нога подтягивается к правой ноге назад в III позицию. Ноги поднимаются на низкие полупальцы (третья четверть).
2-й такт. Три маленьких шага вперед на низких полупальцах с левой ноги.
Разновидность второго шага.
Затакт - plie.
1-й такт. Шаг правой ногой вперед в IV позицию, левая нога сзади в IV позиции (первая четверть). В этом положении выдерживается пауза (вторая четверть). Левая нога проводится вперед в IV позицию (третья четверть).
2 - й такт. Pas de bourree с левой ноги (первая четверть). Pas de bourree с правой ноги (вторая четверть). Левая нога ставится вперед, заканчивая движение (третья четверть).
Шаг вправо (pas menuet a droite et a gauche) (два такта по ?)
Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.
Затакт - plie.
1-й такт. Правая нога скользяще переводится во II позицию, левая нога вытянута во II позицию, слегка прикасаясь носком к полу (первая четверть). Это движение выдерживается (вторая четверть). Plie на правой ноге, носок левой ноги снимается с пола (третья четверть).
2-й такт. Левая нога подтягивается к правой назад в III позицию, ноги на низких полупальцах, колени вытянуты (первая четверть). Правая нога скользяще переводится во вторую позицию (вторая четверть). Левая нога ставится вперед к правой в III позицию (третья четверть).
В менуэте это движение делается два раза, одно за другим.
На первый такт руки через I позицию медленно открываются во II. Голова постепенно поворачивается в сторону партнера. На третью четверть - легкое движение кистями, которые плавно поворачиваются ладонями вниз. На второй такт голова плавно поворачивается вправо. Шаг менуэта влево делается так же, как вправо, но с левой ноги.
Кроме упомянутых шагов в менуэте встречаются движения: balance и pas grave.
Balance вправо (два такта по ?)
Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.
Затакт - plie.
1-й такт. Скользящий такт правой ногой во II позицию, тяжесть корпуса переносится на правую ногу, носок левой ноги слегка прикасается к полу, колено вытянуто (первая четверть). Левая нога подтягивается к правой и через I позицию выводится в IV позицию назад (вторая, третья четверти).
2-й такт. Plie на обе ноги (первая четверть). Колени вытягиваются (вторая четверть). Правая нога ставится вперед в III позицию (третья четверть).
Balance влево делается так же, как и вправо, но впереди в III позиции должна быть левая нога.
В "Танцевальном учителе" Ивана Кускова, изданном в 1794 году, это движение названо balance, позже его стали именовать "реверансом". Оно служило как бы заключительным движением других па и никогда не повторялось одно за другим.
Pas grave
Танцевальные словари характеризуют это движение как шаг, исполняемый подчеркнуто важно и горделиво. Pas grave может исполняться в начале менуэта, как до, так и после balance. По мере изменения темпа менуэта и постепенного перехода от медленного к более быстрому pas grave сливается с balance и получает название balance-menuet.
В pas grave своеобразна манера подачи руки. Если pas grave начинали с правой ноги, соединяли левые руки, если же начинали с левой ноги, подавали правые руки.
Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.
Затакт - plie.
1 такт. Подъем на полупальцы (первая, вторая четверти). Plie (третья четверть).
2-й такт. Скользящий шаг правой ногой во II позицию. Тяжесть корпуса переносится на правую ногу (первая четверть). Левая нога подтягивается к правой и через I позицию переводится в IV позицию назад (вторая, третья четверти).
Pas grave, или balance - menuet
Партнеры стоят лицом друг к другу.
1-й такт. Шаг с правой ноги вперед в IV позицию (первая четверть). Левая нога подтягивается к правой назад в III позицию, одновременно ноги поднимаются на полупальцы, соприкасаясь икрами. Руки плавно поднимаются выше талии. Локти согнуты. Кисти левых рук слегка соприкасаются (вторая, третья четверти).
2-й такт. Левая нога делает шаг назад в III позицию. Правая нога вытянута вперед. Руки на уровне талии, локти вытягиваются (первая четверть). На вторую четверть пауза. Правая нога подтягивается к левой в III позиуию вперед (третья четверть). Исполнив два па менуэта с правой ноги, танцующие меняются местами.
В менуэтах XIX века основной шаг занимает один такт на ?. Этот шаг встречается в сценическом менуэте Петипа.
Шаг менуэта XIX века (один такт ?)
Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.
1-й такт. Шаг правой ногой вперед на низких полупальцах (первая четверть). Шаг левой ногой вперед на низких полупальцах (вторая четверть). Шаг правой ногой вперед на plie, одновременно левая нога скользяще проводится из IV задней позиции в IV позицию вперед. Это движение повторяется с левой ноги.

Из книги Васильевой-Рождественской "Историко-бытовой танец", М, Искусство, 1963.

0

2

Королевский гавот

п. н. - правая нога
л. н. - левая нога
Д - дама
К - кавалер

Музыкальный размер - 6/8 или 6/4.
Основной шаг гавота:
На счет 1,2 - шаг вперед всегда с п.н.,
на счет 3 - подскок на п.н. с одновременным выносом вперед л.н.,
на счет 4,5 - два шага вперед л.н.,п.н.,
на счет 6 - ассамбле (подскок с одной ноги с приземлением на две в первую позицию).

ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:
1Д 1К
2К 2Д
Поклон партнеру, контрпартнеру.

1 фигура:

Пары сходятся за 1 шаг гавота,
расходятся на прежние места за 1 шаг гавота,
снова сходятся (1 шаг гавота),
разворачиваются лицом в пару, подают руку контрпартнеру
и в смешанных парах отступают спиной назад, исполняя 1 шаг гавота.
1Д 1К
2К 2Д

2 фигура:

ДД - стоят, КК - сходятся по диагонали в центре за 1 шаг гавота, во время ассамбле меняются местами, расходясь правыми плечами и исполняя ? п.поворота, оказываются спиной к исходному месту контрпартнера.
КК - отступают на углы, ДД- сходятся в центре, меняясь местами за ассамбле (1 шаг гавота),
КК -стоят, ДД - отступают на углы, выстраивая квадрат (1 шаг гавота).
2Д 2К
1К 1Д

3 фигура:

Все четверо сходятся в центре за 1 шаг гавота, смещаясь за ассамбле 1/8 круга влево.

1К 2К

За следующий 1 шаг гавота все, в каком направлении стоят, отступают спиной,
Снова сходятся в центре за 1 шаг гавота, смещаясь за ассамбле на 1/8 круга влево,

1Д 2Д

Отступают за 1 шаг гавота.

4 фигура:

ДД - за 1 шаг гавота идут по линиям на углы, одновременно КК - сходятся в центре и на ассамбле поворачиваются через правое плечо спиной др. к др., лицом к своей Д.




За 1 шаг гавота ДД - исполняют полный правый поворот в обход себя, одновременно КК - по дуге через правое плечо обходят контрпартнера и, доворачиваясь за ассамбле через правое же плечо, оказываются напротив контрпартнерши.
1Д 2К
1К 2Д
За 1 шаг гавота отступить в исходных парах от контрпары.

5 фигура:

Сойтись в центре за 1 шаг гавота со смешением на 1/4 круга влево.
1К 1Д
2Д 2К
Отступить от контрпары за 1 шаг гавота.
Поменяться местами со своей партнершей, исполнив 1/2 правого поворота в паре (1 шаг гавота)
Отступить на еще 1 шаг гавота.
Поклон.

Источник: http://villanella.ru

0

3

И приблизительный порядок танцев в России:

1. общий церемониальный танец
2. менуэт (не более 3-х пар)
3. "польский"
4. танцы-игры (с импровизацией)
5. английский танец (экосез) или танец-прогулка Kettentanz
6. прощальный танец-шествие, переходящий в "польский"

(источник: Пасютинская В. М. Путешествие в мир танца - СПб.: Алетейя, 2014. - 368 с.; [48] с. ил.)

0


Вы здесь » Родом из Навигацкой школы » Библиотека высокого собрания » Танец - скрытый язык души