Вверх страницы

Вниз страницы

Родом из Навигацкой школы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Родом из Навигацкой школы » Библиотека высокого собрания » Макияж и Естество. Грим, причёски, манеры - XVIII век


Макияж и Естество. Грим, причёски, манеры - XVIII век

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Закончилось многолетнее господство фонтанжа , служившего отличительной особенностью женской прически начала 18 века.На смену ему приходят более гладкие формы.
Восемнадцатый век прославлял женщину как источник наслаждения и красоты. Галантным дамам приходилось прибегать ко многим макияжным хитростям, чтобы соответствовать нравственным представлениям эпохи.
Темп времени, облик дам и кавалеров эпохи, осознание идеалов, к которым стремятся люди, задает, бесспорно, культура. Один из интересных периодов в развитии моды - галантный восемнадцатый век. Во многих сферах человеческой деятельности это время отмечено культом фарфора.
Европа долгие годы страстно мечтала о создании своего собственного фарфора - необыкновенного материала, который завораживал своей дивной и загадочной природой: вечной красотой при удивительной внешней изящности и хрупкости. Фарфоровые изделия были символом прочности и надежности: не портились от огня, легко выдерживая очень высокие температуры, не боялись холода. Их можно было при неосторожном обращении только сломать - все остальные "испытания" фарфору были не страшны.

Многие десятилетия европейские мастера пытались изобрести свой фарфор, ориентируясь на известные китайские образцы. Долгожданное открытие, которое сразу же окрестили чудом, свершившееся в начале восемнадцатого века, подарило галантной эпохе второе название - фарфоровый век.
Женские и мужские одежды, прически и макияж, пластические манеры: походка, жесты, умение садиться и вставать, гордо "нести" голову, - вся стилистика жизни была продиктована изяществом фарфоровых произведений. Прежде всего - нежными фарфоровыми скульптурными парами. Пасторальные пейзане, маркиз и маркиза, пастух и пастушка в разных ситуациях - кормящие собак, гуляющие по саду или сидящие на скамейках - были возведены в ранг культа. Их вычурная пластика, с нашей точки зрения не совсем естественная, белоснежные волосы и лица с нежнейшим румянцем на щеках, открытая женская грудь - стали теми образцами для подражания, которые копировали "жители" восемнадцатого века.

А для того, чтобы больше походить на рафинированных маркизов, все европейцы, и русские в том числе, стали использовать сильный грим. Достигнуть белоснежности кожного покрова помогала пудра. Причем интенсивно запудривались не только лица и шеи, но плечи и даже руки. Эта мода стала не только женской привилегией. Щедро пудрились и мужчины.
Красавица эпохи рококо имеет узкие плечи и тонкую талию, маленький лиф контрастирует с огромной округлой юбкой. Декольте увеличивается, а юбка несколько укорачивается. В связи с этим пристальное внимание начинает уделяться нижнему белью. В моду входят чулки, а нижняя юбка богато украшается. Богатство нижнего белья становится важным еще и благодаря утренним дамским церемониалам, в которых также участвовали и кавалеры.

В 1713 году, на торжественном приёме в Версале английская подданная, герцогиня Шрусбери -жена английского посланника в Париже, - предстала перед Людовиком XIV без фонтанжа, с гладко зачесанными волосами. Судьба фонтанжа была решена. В моду тут же вошла маленькая, гладкая причёска с рядами ниспадающих на плечи локонов.
С 1725 г. в моду входит небольшая прическа «полонез», которая состоит из небольших завитков, уложенных широким венком вокруг головы, при этом затылок оставался гладким. С затылочной части два змеевидных локона спускались на грудь. В 30-е гг. появляется новый яйцевидный силуэт женской прически.

Неестественно выглядевшие большие прически уступили место маленьким, изящным, с трубчатыми локонами. Появилась пудреная прическа. Изящная и привлекательная маркиза де Помпадур, которая при дворе появлялась все с новыми и новыми прическами, задавала тон. Людовик XV с восхищением относился к этой Женщине маленького роста, которая впервые ввела моду на высокие каблуки и высокие прически эпохи Барокко уменьшила в соответствии со стилем маленькой женщины. Впоследствии (при Марии Антуанетте) парикмахерское искусство стало иметь настолько большое значение, что для обучения мастерству создавать уникальные прически были основаны парикмахерские академии.

Эта кажущаяся простота и стала основной модной тенденщией века рококо. Женщины с полотен Ватто, Буше, Патера, де Труа, Шардена все до единой причёсаны скромно и элегантно, — будь то роскошная маркиза де Помпадур, добродетельная Мария-Терезия или юная Фике из Цербста. Названия этих причёсок также сохранились —«бабочка», «сентиментальная», «тайна», «неженка».

Женские и мужские одежды, прически и макияж, пластические манеры: походка, жесты, умение садиться и вставать, гордо "нести" голову, - вся стилистика жизни была продиктована изяществом фарфоровых произведений. Прежде всего - нежными фарфоровыми скульптурными парами. Пасторальные пейзане, маркиз и маркиза, пастух и пастушка в разных ситуациях - кормящие собак, гуляющие по саду или сидящие на скамейках - были возведены в ранг культа. Их вычурная пластика, с нашей точки зрения не совсем естественная, белоснежные волосы и лица с нежнейшим румянцем на щеках, открытая женская грудь - стали теми образцами для подражания, которые копировали "жители" восемнадцатого века.

А для того, чтобы больше походить на рафинированных маркизов, все европейцы, и русские в том числе, стали использовать сильный грим. Достигнуть белоснежности кожного покрова помогала пудра. Причем интенсивно запудривались не только лица и шеи, но плечи и даже руки. Эта мода стала не только женской привилегией. Щедро пудрились и мужчины.

Для подчеркивания нежной белизны кожи использовались искусственные родинки из бархата или тафты. Эти декоративные украшения на лице и теле, которые назывались мушками, "оттеняли" белоснежную прозрачность тела.

Мушки были родом из семнадцатого века, но теперь их использование наполнялось иным смыслом. В европейской моде семнадцатого столетия черные точечки маскировали прыщи и нарывы. Известно еще одно название мушки - "венерин цветочек". Так именовали вскочивший на теле прыщик с белой гнойничковой головкой.

В семнадцатом веке прыщи, угри и раздражения на коже воспринимали как следствия болезней, связанных с нарушениями моральных и нравственных жизненных норм. Этим критерием определялся и идеал женской красоты. Образчиком для подражания становилась откровенно декольтированная дама. Подчеркнуто открытая шея и грудь были главными признаками благородства . Логика проста и понятна: если женщина может обнажиться, открыв нежную и чистую кожу, - значит, она верная жена, добродетельная мать или девушка, ведущая праведный образ жизни. Это, конечно, с точки зрения современной медицины, глубокое заблуждение - мы-то знаем, что нечистая кожа бывает по многим причинам.

Несчастные дамы, у которых кожа не была столь совершенна, вынуждены были придумать искусственные родинки. Считается, что графиня Ньюкастль, отличавшаяся "нечистой" кожей, первая приклеила себе на лицо искусственную родинку. В те времена мушки получили еще одно название - "пластыри красоты".

В восемнадцатом столетии мушки становятся мельче, но их маскировочные функции постепенно отмирают. На забеленной коже заметные темные точки подчеркивают фарфоровую прозрачность кожного покрова. Мушки, вырезанные из темного, чаще всего черного материала, отличались большим разнообразием замысловатых форм. Их приклеивали не только на лицо, но на плечи и грудь, в каждом конкретном случае они привлекают внимание к наиболее "совершенным местам", "милым подробностям" женского тела: чертам лица, тонким линиям длинной шеи, мягкой пышности груди.

И, конечно, каждая мушка имела свое значение. Особенно тщательно продумывались месторасположения мушек, когда дама отправлялась на бал. Мушки были способны вести интимный диалог с собеседниками. Вот что пишет Михаил Пыляев в "Старом житье": "Большая мушка у правого глаза называлась - тиран, крошечная на подбородке - люблю, да не вижу, на щеке - согласие, под носом - разлука". Язык мушек, носивший доверительно-интимный характер, пришел в Россию из Европы. Каждая искусственная родинка имела свое название и особый смысл: около глаза занимала место "влюбленная" мушка, "дерзкая" вскакивала на кончике носа, "шаловливая" украшала область подбородка, родинка-"кокетка" располагалась на губе.

Мушки были спутниками времен пудреных париков и набеленных лиц. С отказом от белой кожи и искусственных волос произошел достаточно резкий отказ от мушек. К слову заметим, что вновь об искусственных родинках вспомнили благодаря художникам творческого объединения "Мир искусства". На рубеже XIX-XX веков возник непродолжительный интерес к галантному веку, воскресивший мушки как в живописных сюжетах и литературных образах, поэтизирующих галантный фарфоровый век, так и в бытовом поведении художников, поэтов, музыкантов. "Новые мушки" уже не всегда наклеивались, а чаще рисовались гримировальным карандашом в виде крошечных сердец, бабочек, полумесяцев, звезд и солнца.

Вернемся в восемнадцатый век, женская мода которого была рассчитана прежде всего на соответствие "среде обитания". Изысканные женские фигурки "оживали" в роскошных бальных залах. Одна из стен бальных дворцовых помещений, как правило, была стеклянной и выходила в роскошный сад. А другая, противоположная, - зеркальной. Таким образом, общество ряженых бледнолицых и седовласых гостей зрительно увеличивалось в несколько раз.

Как же собиралась дама на какой-нибудь бал или ассамблею в петровское время или в екатерининскую эпоху? Сначала дамы одевались, а только потом использовали всякие гримировальные приемы. Главной задачей становилась сложная процедура забеливания париков и лиц - облик должен быть максимально уподоблен фарфоровым скульптурам. Показаться посторонним без пудры и румян рассматривалось как неуважение к людям, с которыми встречаешься.

Макияж восемнадцатого века стирал возрастные отличия. Обильный слой пудры давал старушкам возможность притвориться молодыми, а юным превратить себя в солидных дам.

Итак, надето платье, под которым сложные кринолиновые конструкции и корсетные лифы, приподнимающие грудь, "нарисовано" лицо: брови, губы, нанесен перламутрово-розовый румянец, наклеены "говорящие" искусственные родинки и щедро напудрена грудь и шея. "Полуготовая" к балу дама помещалась в специальный невысокий шкаф, который имел дырку в верхней части.

Дама усаживалась на стул, а ее голова торчала снаружи. Платье и грудь закрывались специальной накидкой. В современных салонах такие накидки называются пеньюарами, а тогда они имели иное название - "пудромантели". Длинная пудромантель стягивалась на шнурке вокруг шеи, предохраняя одежду и нанесенный на грудь и шею макияж.

Вокруг шкафа с торчащей головкой располагались горничные, парикмахеры и лакеи со специальными пульверизаторами. Они опрыскивали волосы или парики душистой пудрой нежнейших оттенков: серой, голубой, розовой, палевой. А для того, чтобы пудра не испортила грим и мушки на лице, дама держала своеобразную защитную маску со слюдяными окошечками напротив глаз.

Модные дамские прически приподнимали волосы надо лбом, придавая лицу удлиненную яйцеобразную форму. Наиболее по-пулярными были такие прически, как "Мария Манчини" с двумя тугими локонами, спадающими на грудь, и "полонез" - прическа, украшенная драгоценностями и перьями.

Прически того времени отличались впечатляющей высотой. Иногда сооружался специальный каркас из железных или деревянных прутьев, который маскировался своими и фальшивыми локонами, кружевами, чучелами птиц, живыми и фарфоровыми цветами, перьями. В волосы умудрялись вставлять даже макеты парусников, создавая прически "фрегат" или "кораблик".

В России в целом прически были меньшего объема, чем в других европейских странах в те же годы. В качестве каркаса часто служили, особенно в провинции, войлочные головные уборы. В романе Ивана Тургенева "Дворянское гнездо" читаем: "Поставят тебе, рассказывала она в старости, войлочный шлык на голову, волосы все зачешут кверху, салом вымажут, мукой посыплют, железных булавок натыкают - не отмоешься потом; а в гости без пудры нельзя - обидятся".

Рисунки причесок рекламировали в журналах мод, появившихся и в России. Но восемнадцатый век рекомендовал рассчитывать не только на грим и макияж. Пропагандировался здоровый образ жизни. В частности, был такой журнал - "Лекарство от скуки и забот", который выходил в конце восемнадцатого века и был доступен женщинам разных сословий Петербурга и Москвы. Среди советов были такие рекомендации сохранения природной красоты и молодости: вставать с первыми лучами солнышка, неспешно бродить босиком по траве, умываться холодной росой. А сон до полудня, веселье до рассвета рассматривались как факторы отрицательного влияния на состояние кожи, здоровья и... настроения.

Источник: http://vk.com/lareinemarieantoinette

+1

2

Унесено отсюда:
Сыромятникова И. С. История прически: Учебник для театр. худож.-технич. училищ. - М.: Искусство, 1983. - 230 с. ил.

ФРАНЦУЗСКИЕ  ПРИЧЕСКИ  XVIII  ВЕКА
В XVIII веке Франция, так же как и Англия, становится одним  из центров  европейской культуры.  Экономи­чески  окрепшая  в  XVII  веке,  Франция  считалась  од­ной  из  сильнейших держав  и  оказывала  большое влияние  на все сферы общественной и культурной жизни соседних стран.
Наступает расцвет культуры, развивается философия, есте­ствознание  и  точные  науки.  Франция  дарит  миру таких про­светителей,  как Дидро,  Руссо,  Вольтер.  В  это  время  работают выдающиеся  живописцы  и  скульпторы  -   Ватто,  Буше,  Шар­ден,  Фальконе,  Гудон.
Возникнув во  Франции, стиль рококо получает особое раз­витие во времена правления короля Людовика XV (1715-1774), в  период  кризиса  абсолютизма.  Надвигающаяся  катастрофа не мешала все новым и новым увеселениям знати. В это время падение  нравов  при королевском  дворе и  среди дворян  дохо­дит до предела. Стиль рококо как нельзя лучше отразил вкусы аристократов  этого  времени.
Центром  формирования  моды  на долгие  годы  становится Париж.  Направление  в  моде теперь  диктует  интимный  салон аристократки, а не вкус короля или королевы. Королевский двор перестал быть  единственным распространителем моды и ее за­конодателем. В салонах собирались знаменитости -  музыканты, художники,  поэты, литераторы,  военные, которые приковыва­ли теперь  внимание  всего  Парижа,  как  некогда -  королевские особы.
Основные  виды  и формы причесок.   Прически,   возник­шие в конце XVII века, продолжают совершенствоваться, приобретая  новые  формы.  До  1715  года  на них  сказывается  вли­яние Англии и появление нового стиля рококо с его особенно­стями.  Прически  на  мужских  париках  начинают  постепенно уменьшаться.  Алонжевые парики  заменяются  более коротки­ми  (рис.  119).
В  эпоху Регентства  (1715-1723),  когда  вместо  малолетнего короля Людовика XV правил герцог Филипп Орлеанский, придворные продолжают еще носить прически из крупных локо­нов,  уложенных параллельными  рядами,  как  в  париках типа «бинетт»; парики с прическами типа «грива» некоторое время остаются  в  моде.  Но  с  1730  года  их  носили  только  пожилые придворные. Появляется новинка -  завивка «а-ля мутон» («под барана»):  при  ней  волосы  располагались мелкими  колечками по  всей  поверхности  головы.  Прическа делалась  без  пробора, из  коротких волосяных  прядей.  Начинают  появляться  более изящные парики, названия которых абсолютно не соответство­вали  ни  форме  причесок,  ни  видам завивки.  Носили  парики «ля шансельер» («канцелярские») и другие.
Регент Филипп Орлеанский, поклонник Фридриха Вильгель­ма  I,  насаждал  моду этого  короля  -   прическу  «кё»  (рис.  120), которая тут же распространилась среди придворных. Она была проста и отличалась от причесок XVII века легкостью и своеоб­разием: подвитые волосы зачесывались назад, завязывались на затылке  в  хвост  черной  лентой.  Позднее  прическа  на  парике Людовика XV повторила эту же форму и  парики  времен Лю­довика XIV - алонжевые с тремя  длинными, спускающимися на грудь и плечи  «лапами»  -  стали считаться  старомодными.
Прошло  несколько  лет,  и  модники  придумали  убирать хвост из волос в своеобразный футляр (мешочек). Он делался из черного  бархата,  имел  плоскую  четырехутольную  форму, украшался розетками,  бантом,  пряжкой или  маленькими рюшами.  Височные пряди  опускались  ниже линии уха и носили название «крылья голубя». Эта прическа получила название «а-ля бурс» («кошелек»; рис.  121), просуществовала такая причес­ка до  1760 года, а затем после двадцатилетнего перерыва вновь появилась в  1780 году.
Время вносило коррективы в силуэты причесок. С 1730 года «хвост»  перестали  завязывать  у основания  муаровой  лентой, а  волосяную  прядь  стали  помещать  в  изящные  сеточки,  при этом  завитые  височные  пряди  зачесывались  назад. Несмотря на наличие и других причесок, прически «кё» и  «бурс» остава­лись самыми популярными. Но с 1730 года новая прическа, «а­ля катоган»  («узел»;  рис.  122),  вытеснила все остальные виды. Прическу делали из завитых волос, которые пудрили, а на вис­ках завивали в букли или завитки-ракушки. На затылке спуска­ли длинную прядь, ее завязывали в толстый узел, напоминаю­щий конский хвост. Височные пряди завивались и укладывались по-разному. Одновременно  с  «узлом» начинают  носить  при­ческу  «а-ля  будера»  («крысиный  хвост»). Волосы  взбивались надо  лбом  в  высокий  тупей,  или кок,  боковые  пряди  завива­лись и взбивались в одну или две горизонтальные букли, плотно закрепленные с каждого виска. Затылочные волосы плотно обматывались  кожаными  ремешками,  муаровой лентой,  об­разуя  длинный  жесткий  стержень. Затылок в  такой  прическе оставался  гладким.  Прическу посыпали  сверху пудрой.  Если своих волос не хватало, то прикрепляли заранее сделанный уз­кий,  длинный  футляр,  в  который  для  устойчивости  вдевали проволочку. Разновидностью  этой  прически  была  «коса»;  си­луэт прически оставался тот же, но сзади заплетали косу из трех плетешков,  конец завязывали  бантом  (рис.  123).  Длина  косы была  различна:  иногда  она  достигала  лопаток  или доходила до талии, но чаще были короткие косы («свиные хвостики»).

Дошёл до начала стр. 131, без картинок

0

3

НЕМЕЦКИЕ ПРИЧЕСКИ XVIII ВЕКА
стр. 145 - 146

0

4

РУССКИЕ ПРИЧЕСКИ XVIII ВЕКА
стр. 146 - 149

0

5

http://s010.radikal.ru/i311/1710/27/a77669a9b6c3.jpg

0

6

Из книги: М. И. Козьякова: "Исторический этикет"

XVIII век — эпоха рококо, галантный век легкомысленных нравов, веселья и наслаждений, изящества и изысканной роскоши. При дворе,  позднее в свете, возникает потребность в определенной модели поведения, в приобретении хороших манер. Для этого необходимо освоение секретов "привычного образа жизни", умение правильно использовать те или иные предметы, владеть специфическими знаниями и навыками: нужно, чтобы знатный человек умел не только использовать, но и разбираться до тонкостей в качестве окружающей его обстановки, в оружии, еде, одежде. Ему приходится воспитывать свой вкус, развивать эстетическую восприимчивость, становиться знатоком в различных сферах "благородного" образа жизни, в том числе в искусствах, в архитектуре, музыке, танцах. Это, в свою очередь, облагораживает нравы, повышает уровень бытовой культуры. Благородный господин "учится вести свою праздную жизнь по должной форме. Отсюда и возникают хорошие манеры... Благовоспитанное поведение и высокородный образ жизни — это следование нормам демонстративной праздности и демонстративного поведения" (Т. Веблен).
Праздники при дворе шли бесконечной чередой, и знать приобщилась к праздничному времяпровождению. Популярны были балетные и оперные спектакли, оперетки, комедии и другие представления.
***
Вкусы монарха в одежде, в привычках, в манерах, его ритм жизни накладывали глубокий отпечаток на повседневную жизнь двора, затем — на столичное общество.

0


Вы здесь » Родом из Навигацкой школы » Библиотека высокого собрания » Макияж и Естество. Грим, причёски, манеры - XVIII век